имбирный кот
книжный червяк
В больнице много времени, и я заканчиваю «Саламбо». Так бывает с книгами, что они откуда-то выплывают, и ты, ещё бы век не взявшийся за внесённое в список, чувствуешь настоятельную потребность их прочесть. Вот, например, «Саламбо» попала в ридлист, когда я читала «Мадам Бовари»: то ли в курсе лекций Набокова, то ли в «Попугае Флобера» - уже и не скажу, что конкретно: последнее время стараюсь ошибки не повторять и помечаю себе, на что обратить внимание, почему я внесла книгу в список - но было что-то, из-за чего я решила читать. А потом я просто читала «Страхи царя Соломона», а там главный герой говорит: «Я попросил Тонге подменить меня на такси, а сам отправился в муниципальную библиотеку почитать «Саламбо» - страшно люблю, когда старик Флобер принимается играть словами и уходит в эту игру с головой».

В общем, я тоже отправилась почитать «Саламбо», и, следуя завету Флобера, явила вступление, испещрённое мелкими подробностями, далёкими от сути дела. Флобер пишет «Саламбо» после «Госпожи Бовари», и здесь тоже предлагает нам типаж инфантильной девушки, которая полностью оторвана от мира. Если Эмма Бовари была ограничена провинцией, собственной узостью взглядов и недостатком образования, то Саламбо попросту живет в золотой клетке, предаётся религиозным обрядам, практически не имеет сношений с внешним миром. Я бы сказала, что в отличие от Эммы Бовари у Саламбо достаёт смелости на решительный поступок (но в конце концов Эмма тоже готова такой поступок совершить, не ее вина, что любовник отказывается). Разница между ними лишь в том, что Саламбо в силу своей неиспорченности и невинности преподносится как положительный персонаж, в то время как Эмма - явно отрицательный.

Интересно и то, что в книге с названием «Саламбо» самой Саламбо отводится довольно мало страниц. Здесь в основном действуют мужчины. Это мир мужчин, в котором женщины - трофеи. Но почему же тогда роман называется именно так? Все довольно просто: этим автор показывает, что именно из-за неё, из-за Саламбо, мужчины совершают свои поступки. Мужчинам принадлежит этот мир, но души их принадлежат Саламбо.

Что ещё? Здесь много войны, бесконечная война, от которой спасает только лёгкий язык Флобера. Несмотря на то, что он пускается в детальные описания того и сего, слог его продолжает оставаться легким и современным даже сейчас, как и в «Госпоже Бовари». Две армии, которые постоянно перетягивают на себя одеяло победы, а также условные симпатии читателя. Как и в предыдущем романе, здесь довольно сложно найти положительного героя, кроме самой Саламбо. Во всяком случае выбрать сторону - карфагеняне или варвары - совершенно невозможно. В то же время как-то волнительно каждый раз при победах и поражениях.

Такие вот дела. Конкретно этот роман Флобера перечитывать вряд ли буду, но для общего развития полезно.

@темы: кадзе - книгофил