00:14 

"Мамочка", Ксавье Долан. Она настоящая.

имбирный кот
книжный червяк
Я только что закончила последний фильм Долана. Долго откладывала просмотр - отчасти из-за невнятного трейлера, который будучи непереведенным вгоняет в тоску, а дублированным - навевает на мысль о шаблонном Голливуде, отчасти из-за сюжета, о котором узнала из аннотаций к фильму. Так вот, к черту все, не смотрите трейлер, не читайте ни одной аннотации, даже самой коротенькой, чтобы хоть как-то представить, о чем идет речь. Все неверное.

Нужно посмотреть ленту, чтобы понять ЧТО снял двадцатишестилетний режиссер - одаренный мальчишка, который специализировался раньше на ЛГБТ (и только ЛГБТ!) кино и фактурных картинках. Это мощная, сшибающая с ног, убийственная по силе воздействия картина (кстати, никакого ЛГБТ). Обычно я не спойлю, но здесь пойду дальше - не скажу вообще ни слова о сюжете. Только о чувственной стороне.

Я не устаю повторять, что Долан - не в меру зрелый режиссер. Восхитительным образом он сочетает незамутненное видение мира с невероятной зрелостью.
У него не было проходных работ. "Том на ферме", "В любом случае Лоуренс", "Воображаемые любови", "Я убил свою маму" - все оригинальные, свежие, самобытные. И что приятно - снова не устаю повторять - режиссер растет. Я еще в Лоуренсе это говорила. В Томе орала. Но "Мамочка"... "Мамочка" - это птица совсем другого полета. И вовсе никакой не ремейк "Я убил свою маму", пусть и с той же актрисой бьорковской внешности в главной роли. "Мамочка" - это фантастика какая-то, бьющее через край - настоященское, всамделишное и невероятно цепляющее (я хотела написать "трогательное", но "трогательное" - это мимими, здесь же - отнюдь).

У Долана есть несколько фишек, которые он проносит из фильма в фильм:
1) Классная музыка. Картину украшают почти два десятка треков - от Шуберта до Ланы Дель Рей, Селин Дион, Дидо, Вивальди, One Republic, Андреа Бочелли. Я как обычно повешу самую душепищательную скрипочку

Download Beck Phase for free from pleer.com

2) Отличная операторская работа. В своих первых трех фильмах Долан баловался вкусными и сочными кадрами, подбирая блестящих операторов. "Том на ферме" - это черный депрессняк. А "Мамочка" - она естественная, простая, настоящая (снова!), без вычурности, без претензии "на".
Впрочем, изюминка есть и здесь. Лента снята в 1:1. То есть, квадратик эдакий у вас на экране, вместо полного заполнения вашего монитора 16:9. Но... через пару минут вы перестаете это замечать. Обнаруживаете лишь тогда,З когда режиссер "раздвигает" границы реальности, "раздвигая" пленку (меняя соотношение сторон на стандартное). Эффект потрясающий.
Классно снятых сцен, кстати, много, очень много, это слишком хорошо, чтобы быть правдой, но это правда. То есть, картинка очень всамделишная, но Долан не забывает показывать нам чудеса. Тоже - настоящие.

3) Хороший подбор актеров. Никогда не могла бы я упрекнуть молодого режиссера в том, что у него дурацкие актеры (за исключением тех случаев, когда он играл сам - впрочем, мальчик быстро перерос это - или "милашки" Гарреля; последнее, впрочем, - вкусовщина, просто я терпеть не могу этого носатого актера). Все идеально вписываются, все на своих местах. А сам Долан, кстати, тоже забежит на пару минут экранного времени, но все органично.
И все-таки где они взяли этого славного мальчишку? Господи, я и не знала, что такие славные мальчишки еще остались. А как играет, ребята, как он, черт возьми, играет! Это что-то невероятное. Именно благодаря этому 17-летнему подростку картина становится убийственно хороша.









4) Камерность. Особенно, в последних двух фильмах действие происходит практически все время в одном и том же месте. Впрочем, даже если героев и носит по свету, как в том же Лоуренсе, большую часть времени они проводят вдвоем-втроем. Нет, скажете вы, это для любого фильма характерно. Однако, у Долана главные герои - живые и настоящие, а второстепенные - фактически картонные, нарошно, гротескно декорационные. И в этом - вся прелесть.

5) Нехилый хронометраж. За исключением первых "Любовей" и "Я убил свою маму" Долан предпочитает растекаться мыслью по древу. Абсолютным чемпионом в этом отношении можно назвать "Лоуренса" - лента идет 2 часа 50 минут. "Мамочка" - чуть скромнее, всего 2 часа 10 минут. Впрочем, у режиссера обычно получается очень годно, и я скажу честно, что "Мамочка" хоть и не на одном дыхании смотрелась, а с двумя паруминутными перерывами - ну так я все фильмы таким образом смотрю, если делаю это в одиночку, - но она могла идти хоть все пять часов. Я бы все равно досмотрела. Хочется еще и еще. Еще - вот этого, удивительного.

Короче говоря, это "восьмерка" по пятибалльной шкале. А еще - "Сезар" и приз жюри Каннского фестиваля, который присудили одновременно Долану и Годару. Каково, а?

@темы: эстетика по кадзе, кадзе - киноман

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

радио кадзик

главная