23:54 

Эта "Лолита", моя "Лолита"

имбирный кот
книжный червяк


Простоплеер снова поменял интерфейс, и я не знаю, как вставить песню, но если вам не лень, включите эту перед тем, как читать.

Список моих любимых книг меняется по настроению, но всегда в нем присутствуют две вещи: скучнейшая - по выражению одного моего давным-давно потерянного друга - "Игра в бисер" Гессе и она.

Она - это "Лолита", огонь моих чресел, ботичелевская Венера, между строк таящая восхитительные сокровища.

На первый взгляд - пользуюсь твоим выражением, Катя - это история про то, как "Старикан в поисках малолетних нимфеток" совершает убийство. Однако ж, такое определение свидетельствует о том, что читатель не понял автора и не разгадал его секретов. На самом деле, сегодня разгадать секреты Набокова довольно сложно, потому что современный читатель (я тут имею в виду себя и еще раз себя!) - убогий кретин, не способный распознать намеков ни на Бодлера, ни даже на братьев Гримм, ни тем более опознать строку из стихотворения, отсылки к Блоку, переставить буквы в правильном порядке, даже зная о наличии анаграммы, вспомнить собаку из первой главы в двадцать шестой, уловить тончайшую сеть взаимосвязей, говорящих об истинном смысле сюжета. На наше счастье к любому уважающему себя изданию Набокова полагается внушительное примечание, способное посоперничать объемом с некоторой долей самой книги. В примечании для таких как я все вменяемо растолковывается. И мне понадобилось около 10 лет (и примерно такого же количества прочтений книги), чтобы, наконец, осилить все примечания, не бросая их в угоду сюжету, и начать читать "Ключи к Лолите".

Так вот, вкратце (здесь будет спойлер, но глупо употреблять это слово по отношению к книге, которую читали все):
1. Это не Гумберт развращает Лолиту, а она - его. Братцы, он даже не первый ее любовник. Всегда помните об этом, как только ваш язык попробует повернуться в сторону хуления книги.
2. Лолита сбегает с Куильти, загодя подстраивая свой побег, и многократно изменяя Гумберту с Куильти на протяжение их совместной жизни без Шарлотты (матери Лолиты).
3. Книга полна дуализма: близнецы - Гумберт и Куильти, Гумберт Гумберт и Гастон Годен, Лолита и Аннабель Ли, Лолита и Шарлотта, Шарлотта и Валерия. Даже вторая часть является как бы кривым зеркалом первой, ставя все с ног на голову. Это прекрасно, мастерски!
4. Кроме того, если внимательно почитать книгу - а того лучше, примечания к ней, сами все равнр не додумаетесь - выясняется, что последние события ее происходили лишь в воспаленном мозгу Гумберта. Потеряв свою Долли в Эльфинстоне, он больше никогда не видел ее. Он не убивал Куильти. У меня остается лишь один вопрос: как именно Гумберт попал в тюрьму? Кто-то донес на него за растление несовершеннолетних?
5. Более того, Лолита - вовсе не вульгарная и поверхностная девчонка, она лишь прячется за этой маской, имея под ней богатый внутренний мир (я серьезно). На это есть прямые указания в одной из глав.

Но покорила меня вовсе не эта мастерская сеть. Покорило меня то, что эта книга - прежде всего про любовь. Здесь нет ни слова пошлости, а лишь пронзительная, трепещущая, оголенная любовь, для которой не существует ни границ, ни рамок, ни законов, ни разниц, любовь - прежде всего возвышенная, а потом уже чувственная. И это великое всепокрывающее, истинное чувство заслуживает преклонения.

Гумберт любил свою Лолиту. От любви-то и умер.

@темы: кадзе - книгофил, эстетика по кадзе

URL
Комментарии
2015-06-11 в 09:51 

lola mono
журавль в небе
Я не могла не репостнуть, прости.

2015-06-11 в 12:12 

имбирный кот
книжный червяк
lola mono, за что прощать? наивернейшим делом занимаешься! так держать!
хД

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

радио кадзик

главная