• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
13:17 

Пришел, увидел, целовал

книжный червяк
Сын пришел на площадку, увидел трех девчонок, понаблюдал минут с пятнадцать, подошел к самой красивой и - ни с фига - поцеловал. Горжусь, чо.

читать дальше

@темы: маленькие радости

16:00 

книжный червяк
Юбилейного сотого пункта (без фантастики) достиг мой список на прочтение. Мама, я читаю двадцать пять книг в год и вписываю двадцать пять книг в месяц, как жить дальше?

Со списком всяк желающий может ознакомиться в эпиграфе, если кому.

13:43 

книжный червяк
Когда ты гуляешь без куртки в начале марта - люди частенько смотрят на тебя подозрительно и, одновременно, завидуя. Но когда ты гуляешь без куртки с ребенком (который тоже без куртки) - о, это совсем другой левел, ребята. Никогда я столько взглядов не собирала. И я более чем уверена, что тонкая термуха, свидетельствующая о забытом (за зиму - как явление) лифчике, здесь ни при чем. Размер-то, прямо скажем, даже не второй)

23:25 

книжный червяк
Солнечный букет, срач на заднем фоне и тот факт, что я, наконец, взялась за третье произведение в набоковском списке.


@темы: кадзе - книгофил, дядя Владя, фотофак

15:45 

книжный червяк
На прогулке приставала пожилая женщина, призывала поднимать молодежь на спасение страны, потому что вокруг масоны, жидо-масонский заговор, пропадет страна... (и так еще три минуты монологом, комбинируя все вышеуказаные словосочетания).
- А вы читали Умберто Эко? Он тоже много про масонов пишет, - спрашиваю.
Ажно сбилась с программной речи:
- Не знаю, - говорит обиженно, - такого.
Потом, правда, опять вернулась к подниманию молодежи. А, жаль, я только собиралась ей про розенкрейцеров рассказать.

23:33 

Маркес, "Любовь во время чумы"

книжный червяк


Дочитала Маркеса. Это, конечно, совсем иная реальность, чувственная, пронзительно звенящая:
"Давным-давно, на безлюдном морском берегу на Гаити, где они лежали обнаженные после того, как любили друг друга, Херемия де Сент-Амур вдруг прошептал: "Никогда не буду старым". Она поняла это как героическое намерение беспощадно сражаться с разрушительным временем, но он объяснил совершенно определенно: он намерен покончитт с жизнью в шестьдесят лет".

Совсем иная реальность, цветная, сочная, яркая:
"Он посмотрел на нее в упор, стараясь всеми пятью чувствами запечатлеть ее в тот момент: в черном с ног до головы, невозмутимо-бесстрашная, с глазами как у змеи и розой за ухом, она казалась речным божеством".

Причина, по которой я не бралась за Маркеса, проста: я начала не с той книги. С самой известной, самой громкой, со "Ста лет одиночества", смогла ее прочитать, но не смогла поглотить, и боялась автора, боялась еще одного осознания собственной глухоты. А, оказывается, Маркес - потрясающий певец любви. И я обязательно найду ключ к "Сто лет одиночества", когда повзрослею.

"Отсветы города скрылись за горизонтом. С темной палубы гладкая и замолкшая река и пастбища по обоим берегам казались одной светящейся равниной".

Я имею в виду, что, кроме, восхитительных описаний, точных и явных, Маркес ухватывает и показывает нечто большее. Его реальность - магическая реальность, она полностью соткана из любви. И даже несмотря на то, что "Любовь во время чумы" в миллиарды раз более реалистичная реальность (уж, простите!), чем мир "Ста лет одиночества", все равно никак нельзя убрать из нее магию, из которой она именно что - соткана.

"Какая жалость, что еще попадаются люди, кончающие с собой не из-за несчастной любви".

К списку лучших начал в литературе всех времен и народов а-ля "все счастливые семьи счастливы одинаково" стоит добавить маркесовское, элегантное, поэтичное и простое:
"Так было всегда: запах горького миндаля наводил на мысль о несчастной любви".

Впрочем, для меня "Любовь во время чумы" - это личное. Это бесконечно нежный брак двух стариков после золотой свадьбы, которые не представляют иного способа жизни, чем друг без друга, несмотря на все мелочи, благодаря всем мелочам.

"Она слушала, как он шумел, прекрасно зная, что шумит он нарочно, делая вид, будто все наоорот, точно так же, как она, давно проснувшаяся, притворялась спящей. И причины его поведения знала точно: никогда она не была ему так нужна живая и здравая, как в эти тревожные минуты . <...> Доктор Урбино знал, что она улавливает малейший его шум и даже рада, что он шумит, - было на кого взвалить вину, что она не спит с пяти утра"

И колоссальное разочарование, мое кардинальное несогласие с сюжетом, несогласие большее даже, чем концовка "Унесенных ветром", с которой мне удавалось примиряться благодаря наличию продолжения, у меня вызывает концовка "Любови во время чумы". радикальный спойлер

А еще во второй трети книги стало немножко скучно. Я рада, что прочитала. Я еще много буду читать и перечитывать Маркеса, но больше никогда не буду читать эту вещь.

И, наконец, любопытный факт: в оригинале название звучит как "El amor en los tiempos del cólera", каким образом холера оказалась чумой? И каким образом в тексте было упоминание про синие пятна на трупах, когда синие пятна - симптом именно чумы, не холеры (поправьте меня, медики, если я ошибаюсь).

@темы: кадзе - книгофил

14:11 

книжный червяк
Заходила полуночная цветочница. Рассовала в темноте цветов по графинам и бутылкам на кухне, потому что черт его знает, где вазу искать, улеглась потом небритая рядышком с чувством исполненного долга.

Умилилась с утра (это уже я, то бишь, умилилась).

@темы: дядя Владя

22:41 

книжный червяк
Пыталась посмотреть "Влюбленных", снятых по мотивам "Любови властелина", и все вроде бы нормально...если бы я не читала книгу. Так искромсать, переклеить поменянные местами куски. От окончательной порчи настроения упорную меня спасло лишь то, что фильм вдобавок был битый: каждые несколько минут видео рассыпалось на пиксели и перескакивало секунд на двадцать вперед.

Бросила и сержусь.

Зато удобно устроилась на кухне одна. Плед, кружка крепкого чая, Маркес, Морис Равель. Рекомендую и то, и другое, и третье, и четвертое, и можно без пледа.

И мягкий уголок под задницей. Мягкий уголок - это единственное, что я буду с нежностью вспоминать в этой квартире. У меня дома никогда не было и не будет мягкого уголка. Любой нормальный человек ненавидит мягкие уголки на кухне. Я помню много читала на кухне в своей холостяцкой квартирке и сплющивала задницу о одну неудобную табуретку и вытягивала ноги на другую неудобную табуретку. Надо будет как-то решить этот вопрос: может кресло с банкеткой - лишь для того, чтобы сиятельная госпожа могла читать в ночи на кухне?

@темы: кадзе - книгофил, кадзе - киноман

13:44 

язвительный нежный чудесный Чарльз Диккенс, "Холодный дом"

книжный червяк
а я так давно ничего не писала, про книжки, что как будто бы и забыла. но нет, не забыла. просто все это время я читала "Холодный дом". когда я бралась за него, я и не представляла, какой это огромный талмуд. каждый месяц по монументальной вещи, вот! в январе была "Любовь властелина", в феврале - "Холодный дом". я по-прежнему иду по курсу лекций Набокова, по правде говоря, это всего лишь вторая вещь из него.



что думаю я
в лекции по Мэнсфилд-парку Набоков писал, что после полупрозрачной и утонченной Остен шумный, румяный и полнокровный Диккенс оглушает. и лучше не скажешь. он действительно шумный, румяный и полнокровный, а еще замечательный, так бы его в обе щеки и расцеловала. я получила колоссальное удовольствие, прожив за три недели чтения несколько лет с обитателями Холодного дома, их друзьями и врагами.

Чарльз Диккенс - тот писатель, у которого обычно учатся писательскому мастерству. его искренние диалоги, в которых у каждого персонажа есть своя изюминка, каждого можно узнать по его речам, даже если автор не называет имени. необычные и вместе с тем правдоподобные, удивительно живописные, визуализирующиеся на раз метафоры. его способность охарактериризовать персонажа так точно и так емко через какую-нибудь одну деталь или ситуацию.

а еще глубина персонажей. восхитительная глубина и неоднозначность персонажей, которая, кстати, слегка упущена в экранизации (во всем остальном экранизация на диво хороша): тихое мужество Ады, которая оказывается не только хорошенькой верной девочкой; обаятельность и человечность сыщика Баккета (мой покетбук упорно именует его "мистер Банкет"), которому приходится по долгу службы арестовывать хороших людей; сверхнелепый навязчивый Гаппи, не брезгующий копаться в чужом грязном белье, оказывается вдруг хорошим другом и временами просто усталым, рано состарившимся человеком; припадошная сиротка Гуся, живущая в убожестве, но отдающая свой ужин еще более бедному мальчику Джо (сильнейшая сцена в романе! у кого другого было бы слащаво, но не у Диккенса); значение образа Джо - маленького человека, который будучи необразованным и подчеркнуто неумным (его прозвище - Тупица) может сыграть такую роль в делах сильных мира сего, но чудовищная машина перемалывает и его, и сильных мира; и рыцарское отношение и трогательная, искренняя и настоящая любовь напыщенного родовитого сэра Дедлока к собственной жене.

и как затейливо переплетаются судьбы этих персонажей, которые (персонажи, а не судьбу) не менее затейливо трансформируются во время переплетений под влиянием еще каких-то, третьих обстоятельств.

а еще символика ветров, которые меняются и тем самым выражают настроение тактичного опекуна, и психологизм детской травмы Эстер.

а еще неожиданный факт про самовозгорание.

и немного (много) цитат. я честно старалась выбирать только лучшие:

"десятки тысяч других пешеходов успели споткнуться и поскользнуться, добавив новые вклады в ту уже скопившуюся - слой на слое - грязь, которая в этих местах цепко прилипает к мостовой, нарастая, как сложные проценты"

"Мне очень трудно приступить к своей части этого повествования, - ведь я знаю, что я не умная. Да и всегда знала. Помнится, еще в раннем детстве я часто говорила своей кукле, когда мы с ней оставались вдвоем:
- Ты же отлично знаешь куколка, что я дурочка, так будь добра, не сердись на меня!"
- и вот здесь, и во всех последующих моментах отлично видно, как лжет норатор. лжет, потому что сам заблуждается, веря в собственную ложь. Эстер считает себя неумной, некрасивой, неумелой, небережливой, ничем не выдающеся девушкой, лишенной каких бы то ни было добродетельных качеств, тогда как сама решительно и осознанно "следует по пути добра" (это из середины книги вольная цитата), очень удивляясь при этом, когда кто-то воздает ей должное. несмотря на ложь-заблуждение норатора читатель догадывается, что Эстер-то как раз и есть самая добрая, самоотверженная, умелая, бережливая, а, между строк выясняется, что она еще и красива - ведь имеет почти портретное сходство с признанной красавицей из высшего света, леди Дедлок, а в конце для тех, кто, как я, сразу не догадался, еще и подчеркивается это: (вольно) все они говорят, что я красива, хотя, конечно, ошибаются, потому что просто любят меня

"Миссис Джеллиби, обложившись кипами исписанной бумаги, сидела в ней, как в гнезде"

"Почтенная старушка, красивая, представительная, безукоризненно опрятная, она держится так прямо и носит корсаж с таким прямым и длинным мысом спереди, что никто из ее знакомых не удивился бы, если бы после ее смерти оказалось, что корсетом ей служила широкая старомодная каминная решетка"
- иногда метафоры прямо-таки на грани абсурда, но как точны, как хороши!

"Великосветская хроника уже разнюхала это и утешает радостной вестью омраченную Англию. Она разнюхала также, что сэр Лестр и миледи намерены принимать избранный и блестящий круг "сливок бомонда" (великосветская хроника слаба в английском языке, но, подкрепившись французским, обретает титаническую силу)"

"Ей надоело читать - ведь за перегон в двадцать миль она успела прочесть чуть не целую страницу"
- и то, и другое ведь до сих пор смешно! а прошло уже больше полутора веков с момента публикации

"Ведь этот преждевременно развившийся юноша уже овладел вековой мудростью сов. Если он когда-нибудь и лежал в люльке, то, наверное, лежал в ней, облаченный во фрак. <...> как острят в канцеляриях, что отцом его был Джон Доу, а матерью единственная женщина в семействе Роу, что же касается первых его пеленок, то их выкроили из синего мешка для хранения документов" - замечательный, чудесный язвительный Диккенс!


"- Ее надо ценить на вес золота, - соглашается кавалерист.
- Золота? - повторяет мистер Бегнет. - <...> (прим.:она) весит сто семьдесят четыре фунта. Взял бы я за старуху...столько металла...какого угодно? Нет. Почему? Потому что старуха из такого металла сделана...который куда дороже...чем самый дорогой металл".


что думает Набоков

"Будь это возможно, я бы посвятил все пятьдесят минут каждого занятия безмолвному размышлению, сосредоточенности и просто восхищению Диккенсом".

"Диккенс взращивает роскошное прилагательное, или глагол, или существительное как эпитет, как основную предпосылку яркой поэтичности; это полновесное зерно, из которого поднимается цветущая и раскидистая метафора".

И, спасибо, Набокову, теперь я знаю, что в оригинале Диккенс неизмеримо прекраснее: полное переливающейся игры аллитерации "You dancing, prancing, shambling, scrambling, poll-parott" превращается в обыденное ворчание на русском "Сорока ты беспутная, галка, попугаиха, что ты там мелешь?"

Говоря о игре слов, Набоков и здесь, вторично, упоминает от предпосылках к Джойсу.

Впрочем, восхищаясь его талантом в целом и "Холодным домом" в частности, Набоков довольно низко оценивает изображение аристократии в романе, в частности - Дедлоков, один из которых привлек меня (впрочем, я решительно не согласна!).

Набоков разносит историческую часть романа, демонстрируя культурные несоответствия, однако замечает: "...и вновь историческая привязка рвется. Совершенно ясно, что меня больше интересует чародей, нежели расказчик историй либо учитель. В отношении Диккенса только такой подход, как мне кажется, сможет сохранить его живым - вопреки его приверженности реформам, дешевой писанине, сентиментальной чуши и театральной чепухе. Он сияет вечно на вершине, точная высота которой, очертания и строения, как и горные тропы, по которым туда можно подняться сквозь туман, нам известны. Величие его - в силе вымысла".

много говорит о символике произведения. это действительно интересно. для тех, кто как и я не умеет читать символику. а вот как раз начиненность романа символикой - одна из составляющих, на мой взгляд, качественной вещи (ты слышишь, Ира, почему я не принимаюсь за Текст). это действительно интересно, и если вы осилили "Холодный дом", я категорически рекомендую соответствующую лекцию Набокова, потому что он в сто раз умнее, чем вы и я.

очень неожиданная мысль, которую ВН выводит на примере Дикенса и его сострадания (и сострадания его геров) к детям, несчастной судьбе которых автор всегда уделяет много места в тексте: "Насколько, например, отличается мир Диккенса от мира Гомера и Сервантеса? Испытывает ли грой Гомера божественный трепет жалости? Ужас - да, испытывает, и еще некое расплывчатое сострадание, но пронзительное, особое чувство жалости, как мы это понимает сейчас, - знало ли его прошлое, уложенное в гекзаметры? Не будем заблуждаться: сколько бы ни деградировал наш современник в целом он лучше, чем гомеровский человек, homo homericus, или человек средневековья"

великолепный разбор не менее великолепной же стилистической составляющей произведения, который дает Набоков, можно читать даже, если вы не читали Диккенса. это очень важные вещи для всякого, кто собирается что-нибудь написать и хочет понять, из чего состоит шедевр. я не буду цитировать, нужно читать страницы, посвященные стилистике, полностью. я же со своей стороны все это немножко чувствовала, когда читала, но никак не могла связать причину со следствием: то есть, вот здесь нечто выдающееся, надо прочитать и прочувствовать, а зачем это выдающееся, о чем оно говорит, как работает - объясняет уже Набоков.

в итоге лекции Набоков резюмирует: "Писатель может быть хорошим рассказчиком или хорошим моралистом, но если он не чародей, не художник - он не писатель, тем более - не великий писатель. <...> Здесь Диккенс-чародей, Диккенс-художник выходит на первоге место. Не лучшим образом в "Холодном доме" выделяется моралист-учитель. И совсем не блистает в "Холодном доме" рассказчик, спотыкающийся там и сям, хотя общее построение романа остается все же веиколепным. Несмотря на некоторые огрехи в повествовании, Диккенс остается великолепным писателем".

экранизации
у романа три экранизации: 1920го, 1985го и 2005го. я смотрела последнюю. это мини-сериал BBC. несмотря на то, что там поместилась не вся глубина авторского замысла, очень хорошо, и подбор актеров очень точный. рекомендую.



P.S.: я немножечко отдохну с чем-нибудь легким и современным из своего списка. возможно, возьмусь за Митчелла или еще за что-нибудь, а потом вернусь к лекциям. не знаю, как набоковским студентам, а мне нужен перерыв, чтобы свежо воспринимать классику.

@темы: кадзе - книгофил

13:20 

книжный червяк
Три добрые тетки, работающие в магазинчике, куда я каждый день захожу за хлебом на одной из прогулок, устроили себе соревнование: кому из них улыбнется Руслан. А мой кудрявый мальчик смотрит на них внимательно из-под длинющих ресниц и очень не часто балует своей улыбкой. Иногда я тихонько делают "пфф", так чтобы никто не видел, и подыгрываю одной из них: Руслан смеется, одна из добрых теток становится довольнее двух остальных, соревнование продолжается.

@темы: маленькие радости

09:44 

книжный червяк
Проспала на 10 минут с утра. Снилось, как упаковываем вещи в коробки, чтобы переехать. До чего приятный сон.

13:34 

классно

книжный червяк
пускаешь вот так сына в нетронутый пышный снег по колено, потому что помнишь, как было в детстве классно. помогаешь ему, тоже в снег залазиешь, идешь словно в пушистом облаке...

и сейчас классно.

@темы: маленькие радости

16:16 

книжный червяк
пережили осень, пережили зиму. пережить весну, а летом, в конце - даст Бог - уедем.

дом сдан на госкомиссию.

@темы: чудесатая квартира

14:55 

выпуск #121 профессиональная любовь

книжный червяк
"группы для людей, которые потеряли близкого человека в результате самоубийства " - не слышала, чтобы после самоубийств люди еще в какие-то группы объединялись, они обычно смирно лежат

"Хе из куриных пупков" - как представлю, рыдаю. на самом деле, там в рецепте желудочки

"Яркие иллюстрации и добрые стихи познакомят ребенка с веселой белочкой " - извините.

"Очаровательные красочные иллюстрации и забавные стихи обязательно понравятся малышу и помогут ему освоить звук «Ту-ру-ру»." - то, что надо для моего ребенка! я не знаю, как мы без этого жили. нам срочно нужна книжка, чтобы освоить звук "ту-ру-ру".

с сайта застройщика, предлагающего жилье бизнес-класса:
"Компания Л1 достигла значимых успехов в своём бизнесе. Покупатели квартир гордятся тем, что купили квартиру именно у неё" - а на копирайтеров денег не хватило

а это просто восхитительный заход (на оф.сайте медицинской клиники, в серьезном разделе про описание одного из видов терапии):
"Как и честь, здоровье нужно беречь смолоду. "

"Вас не должны пугать цены на бани из клееного бруса." - это все, что я мечтала найти в разделе "цены на бани из клееного бруса". я еще не видела цен, но мне уже страшно.

"Жилой комплекс Кантемировский богат на инфраструктуру. Здесь есть всё, что необходимо для комфортного проживания. Напротив комплекса располагаются различные автосалоны и строительные магазины. " - действительно, все, что необходимо

а это вот мое (все эти вещи отлавливаю перед сдачей текста): "профессиоральная консультация" - о да, детка, возьмем эту проблему глубже

ну и, наконец, вещь, сделавшая мой день. нет, положительно Озон просто порвал все шаблоны в мыловарении. я вот даже заскриню, чтобы вы все знали, как выглядит профессиональная любовь:


@темы: москау гастарбайта

13:35 

книжный червяк
товарищи, мне, конечно, стыдно уже, но я опять спрошу: может, кто-нибудь едет в икею в каком-нибудь не сильно отдаленном будущем? у меня опять одна копеешная штука, которую нигде больше кроме икеи не купить.

09:57 

книжный червяк
сама того не желая, провела безобидный химический опыт. оказывается, если обмылки от хозяйственного мыла бросить в воду с жидким средством для стирки типа ласки для белого, они постепенно будут превращаться в желе. наверное, если бы дольше полежали, были бы полностью прозрачные. по краям можно заметить "холодец", а еще - блестящую желейную пленочку, окутывающую каждый кусок.



Catold, наверное, даже может растолковать, что конкретно произошло)

00:14 

книжный червяк
была в полной уверенности, что уже пятнадцать минут как весна. чертов високосный год.

22:10 

книжный червяк
а мне много-то, на самом деле, и не надо. две кружки золотистой медовухи, и вот уже я в хмельном добродушии готова на знатные приключения с подушкой и одеялом. внезапно, после двух подряд ночей с полуторачасовыми песнями и плясками посреди (вместо) сна осознала, что люди, которые постят смешные картинки и истории о намерениях поразвлечься с подушкой и одеялом в выходные, действительно имеют в виду, что все это время они будут спать. именно спать, а не валяться и смотреть сериалы, к примеру.

спать. пойду-ка и я.

@темы: kadze-s little wold

14:29 

книжный червяк
садишься в метро рядом с читающим дядькой, подсматриваешь обложку - пять заветных букв "г", "е", "с", "с", "е" - из-под руки. заглядываешь тихонечко на страничку и по первому же увиденному слову понимаешь, что за книга. "Кнехт". очень хотелось сказать: "а вы знаете, вы мою любимую книгу сейчас читаете", но как-то оно не располагало.

а потом продираться сквозь метель, слезы из глаз от ветра и холода (у меня всегда слезы от ветра и холода), качаться два часа к ряду в кресле-качалке под наборной головой лося, попивая кофе: "знаешь, я сплю уже третью чашку кофе, но все равно спать хочу", слушать битлов, ворошить и разглядывать книжки, заглядывать наугад в Маяковского: то про любовь в зоопарке, то про буржуйство, сидеть у электрического камина, курить под снегом.

вылепить сегодня утра снеговика в человеческий рост, лупоглазого и носатого.

славно.

@темы: батальон чудесных людей

09:32 

книжный червяк
Еще один живой классик больше не напишет ни строчки. Прощай, Умберто. Спасибо, что ты был.

@темы: кадзе - книгофил

радио кадзик

главная